Святой преподобный Спиридон, епископ Тримифунтский


Святой преподобный Спиридон, епископ Тримифунтский

Святой преподобный Спиридон Тримифунтский
Святой преподобный Спиридон Тримифунтский
        Не так давно наша иконописная мастерская закончила работу над поясным образом одного из самых древних и почитаемых христианских святых - святителя Спиридона Тримифунтского. Икона была написана на заказ по случаю дня рождения одного состоятельного человека. Выбор святого, оказывающего помощь в проведении крупных финансовых сделок и операций с недвижимостью, внешним образом весьма подходит человеку, уделяющему большую часть отведённого ему на земле времени деловой активности. Трудно, да и не каждому суждено собрать в своих руках материальное богатство, ещё труднее удержать его, и ещё сложнее распорядится им правильным образом после того, как социальные амбиции были в какой-то мере удовлетворены. Без духовной поддержки невозможно сделать шаг к осознанию духовной реальности, переоценить приоритет внешнего комфорта и ощущение свободы, иллюзорно даруемого материальным благополучием. Понимание необходимости обретения истинной свободы, свободы духа, должно быть ещё завоёвано. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф. 11,12).
        Прозревая «судьбы человеков» и бесконечное разнообразие уготованных Господом путей, зачастую полных страданий, от которых не укрыться количеством собранных вещей и денежных знаков, святой Спиридон при жизни всегда оказывал материальную помощь тем, кто в ней нуждался. Никто не может отменить необходимость пришествия в этот мир человека и прохождения предписанного ему земного становления. И невозможно пройти земной этап без использования созданных цивилизацией инструментов и средств, сопровождающих материальные взаимоотношения. Но когда человек увязает в материальном, восприятие духовной реальности притупляется и проскальзывает лишь в полуосознаваемых проблесках интуиции, предчувствиях и т.д. Единственной реальностью земного бытия становится уверенность в том, что всё начинается рождением и заканчивается смертью, что мы приходим из неоткуда, туда же и уходим. И человек начинает жить так, будто он физически бессмертен. Одна иллюзия неизбежно порождает другую. Сновидение дня сменяется сновидением ночи.
         Но сейчас речь не о плодах материалистического образа мышления, а о духовных наставниках, ведущих человечество по предначертанному пути и помогающих нам в его прохождении. Святой Спиридон помогал обращающимся к нему не только за материальной помощью. Дом его всегда был открыт путникам, идущим по миру и нуждающимся во временном пристанище. Ибо Господь даёт человеку временное пристанище на Земле, а человек, уподобляясь Творцу, становится странноприимцем в своём доме..
Десница Святителя Спиридона
        К тому же «страннолюбия не забывайте; ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (См. Евр.13,2.). Высочайшее бытие открывает путь высочайшему знанию. И наоборот, обретение высокого знания требует достаточного уровня бытия. Вот смысл понятия «праведность»: праведные поступки, т.е. деяния, соответствующие правде, высшей истине, влекут за собой усвоение этой истины. Это вызывает необратимые духовно – душевные процессы, отвечающие божественному замыслу земного бытия человека. Понятие «чуда», не умещающееся в рамках обыденных представлений, тем не менее несложно понять логически: если человек обретает возможность высокого бытия, начинает жить, совершая ежедневный духовный подвиг, то это влечёт за собой обретение качеств, недоступных при его отсутствии. Ибо «таких поклонников ищет Бог и Отец наш Себе» (См. Ин. 4, 23.).
        И взмолился святой Спиридон, «сострадательнейший архиерей Божий, увидев, что земля так сильно иссохла от бездождия, с дерзновением к Богу стал непрестанно молить Творца и Владыку всех не презреть человеческий род, но помиловать и призреть землю множеством милостей, послав с дождями Свою благодать, дабы земля принесла плод. И Бог, творящий желание боящихся Его, … когда слово молитвы было еще на устах праведного, молившегося со смиренным сердцем, уже услышал его, и тотчас по мановению и велению Христову наполнилось небо облаками, и на землю сошел сильный ливень, так что дождь обильно проливался на землю еще много дней».*
        Когда человек становится вместилищем божественной воли, оковы физических законов ослабевают и не препятствуют непосредственному проявлению творческой энергии тонких миров. Духовные океаны ручейками чудес просачиваются в мир материи, меняя его парадигму. По молитвам святых отступают болезни, смерть отпускает свою добычу, стихии становятся послушными и управляются словом.
Храм Святителя Спиридона на о.Корфу
        Помню ранее октябрьское утро 2010 года, когда мы отправились к мощам Святителя Спиридона в Даниловский монастырь. Было прохладно. Чтобы попасть к мощам, отстояли около пяти часов. Не могу сказать, что время быстро пролетело, но оно текло как-то по-другому, чем обычно. Как в детстве, когда всё вокруг было наполнено прозрачным светом, объёмом, ощущением радости жизни, покоем. До сих пор помню лица, десятки лиц людей, стоявших в очереди или просто проходивших мимо. Такое впечатление, что можно восстановить до мельчайших деталей любой момент из этих пяти часов. Время было прожито иначе – внимательно, осознано, спокойно - так, как и должна проживаться жизнь. Другое состояние сознания пришло без особых усилий, также и ушло после того, как стены монастыря перестали быть видны в окне машины.
         Такое изменённое восприятие окружающего часто возникает во время молитвы – попытки соприкосновения с более высоким сознанием. Иконы помогают, направляют и поддерживают необходимое состояние благоговения, которое делает возможным это соприкосновение. Должным образом прожитое в молитве время неподвластно забвению, его уже не способен поглотить «жизни сон».
        Оно становится всецело нашим. Нашим именно потому, что отдано оно Всевышнему. «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то твоё» - великая вселенская мудрость, изречённая устами Омара Хаяма, веками зовёт человека к духовному подвигу.
        Святые, наши незримые поводыри, обретающие посредством иконы видимый образ, и, можно сказать, почтовый ящик для наших духовных посланий, с бесконечным терпением и бескрайней любовью ждут от нас писем, телеграмм, просто записок и всегда готовы помолиться о нас Всевышнему, ибо это их Вселенский Долг и Вожделенная Обязанность, оплаченная золотом Праведности и бриллиантами Любви к Господу. Отче Спиридоне, моли Бога о нас.



*См. «Житие святого отца нашего Спиридона, епископа города Тримифунт, составленное Феодором, епископом Пафским» (VII век).