Иконы Спасителя
Иконография образов Иисуса Христа на сегодняшний день весьма обширна, но многочисленные изображения можно объединить в основные иконографические типы.
Начнём с главного – икона Спасителя «Спас нерукотворный». В самом его названии уже заложено отношение к любой иконе, как к несущей нечто, лежащее за пределами творческих возможностей человека. Обретение образа Спаса Нерукотворного восходят к нескольким источникам, в том числе и к сохранившемуся до наших дней - Туринской Плащанице.
Вторым наиболее распространенным иконографическим типом является изображение Христа-Пантократора, в переводе с греческого - «Вседержитель» или «Спаситель». Существуют несколько вариантов композиций икон Спасителя - ростовая фигура, поясное изображение и сидящий на престоле. Все эти иконографические варианты находят свое соединение в образе Христа, именуемом "Спас в силах". Эта икона Спасителя является не только центром сложнейшей конструкции иконостаса, но и всего храма. Композиция "Спас в силах" есть отражение основного духовного чаяния христианина – надежды на Спасение, символ которого - явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен, как исполнение Божественного Промысла о мире: "Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа". Обычно на иконах Спаситель облачен в одежды двух цветов - красный хитон и синий гиматий, что символизирует соединение двух природ, божественной и человеческой, иногда - в одеждах золотого цвета, что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу Жизни – Евангелие.
Нередко "Спас в силах" является центром отдельных икон, носящих название Деисус или "Предста Царица". Иногда количество предстоящих святых на таких иконах сведено до минимума - Христу предстоят Богородица и Иоанн Предтеча.
Простота иконографии поясных образов благословляющего Иисуса Христа, также именуемых иконами "Спасителя" или просто «Спас», способствует сосредоточению внимания молящегося на лике и благословляющем жесте Господа. Эти иконы так и называются – «молельные».
В конце XVII века получил распространение тип иконографии Христа, имеющий западное происхождение и называемый "Царь царем" или "Христос Великий Архиерей". На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом и в венце в виде тиары.
Кроме традиционного, так называемого исторического типа Христа, существуют иконы Спасителя, на которых он представлен в виде младенца или отрока. Такой образ Христа именуется "Спас Эммануил», что означает "с нами Бог".
Из всего многообразия образов Иисуса Христа, созданных за многовековую историю Христианства, выделяется икона Спасителя из Звенигородского чина, принадлежащая кисти святого Андрея Рублёва. В этом образе слиты воедино мужество и милосердие, аскетизм и безграничная любовь. «Спас» Рублёва - это не только художественная вершина, но прежде всего откровение богословское и мистическое, дающее возможность «пережить» божественность Иисуса Христа в силу доступных нам возможностей. Образ Христа на этой иконе явлен в удивительной полноте и гармонии, воссоединяющей ум и сердце. "Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор.3.18).