О мастерской

Надвратная церковь мч. Андрея Стратилата
      Андреевский монастырь, получивший статус Патриаршего подворья в 1992 году, расположен в красивейшем месте Москвы - на берегу Москва-реки между Воробьёвыми горами и Нескучным садом. Сейчас здесь находится Синодальная библиотека Московского Патриархата, православная школа и несколько учреждений. Самый центр Москвы - и одновременно тихое, спокойное место, находящееся в стороне от городского шума. Когда попадаешь сюда в первый раз, удивляешься, что никогда раньше здесь не был, а когда уходишь, то понимаешь, что обязательно побываешь здесь снова. Монастырские стены укрывают от ветров и суеты небольшой прямоугольный дворик, летом утопающий в зелени, зимой – в белой тишине сугробов. В центре двора – церковь ап. Иоанна Богослова с высокой колокольней, призывающей прихожан на праздничные и воскресные службы, которые вновь проходят в храме Воскресения Христова с марта 1992 года.
      Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриаршее подворье в Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы.
      В одном из окон первого этажа, выходящих на набережную Москва – реки, можно увидеть вывеску "Икона на заказ" - это и есть наша иконописная мастерская. Мы работаем в Андреевском монастыре уже несколько лет и воочию убедились в истинности высказывания «стены помогают». Пребывая в пространстве, удивительно организованном арочными сводами, одновременно переживаешь чувство защищённости и благоговения, которое возникает порой в древних храмах. Заниматься иконописью в таком месте – дар, который мы ежедневно принимаем с благодарностью и молитвой.
      Сегодня, когда церковные лавки предоставляют большой выбор икон, многие продолжают обращаться в иконописные мастерские. В мастерской есть возможность написать икону на заказ в уникальном иконографическом изводе. Попросту говоря, икона пишется для Вас с учётом всех возможных пожеланий по установленным иконописными канонами правилам. Поддерживая древние иконописные традиции, на которых основана работа нашей мастерской, мы не можем не поделится беспокойством о том, что многие иконописные мастерские в стремлении встать на ноги превращаются в чисто коммерческие проекты и начинают работать по законам коммерции, главный из которых – достижение максимальной прибыли. Делается это за счёт удешевления материалов и сокращения времени на «производство продукта».
      Серийное изготовление икон – удел полиграфической промышленности. Если мастерская начинает писать иконы на поток – это неизбежно делается за счёт качества. Что такое есть «качество» иконы? Люди, посвятившие свою жизнь иконописанию и имеющие определённый опыт в этом виде духовного искусства, могут сразу определить слабые и сильные стороны иконы, что не всегда возможно человеку со стороны. Мы говорим о технических навыках создания образа. «Качество» иконы достигается использованием профессиональных средств и приёмов, требующих высокого мастерства, но оно всегда основано на внутренней силе духовной жизни иконописца. Чем интенсивнее эта жизнь, тем меньше душено - личного вносится в создание иконы и тем сильнее становится способность передать высокое духовно – моральне состояние, к обретению которого стремятся в молитве. Не обязательно быть профессиональным изографом, чтобы это почувствовать.
Церковь ап. Иоанна Богослова
          Могучее воздействие, переживаемое при созерцании древних икон есть результат внутреннего усилия, благодаря которому иконописец соприкасается с духовным и становится проводником, посредством которого связь пребывающего с преходящим обретает зримый облик. Его кисть, послушная и ведомая, печатлелеет горний образ на материальной основе. Наше личностное замирает, как замерло оно в душе иконописца во время проявления святого образа, и тогда в освободившееся душевное пространство входит вневременное.
          Заказы для мастерской – как вода для цветка – не польёшь, завянет. Мы вынуждены идти по тонкой грани между попечением о заказах и тем, чтобы не превратится в ремесленников, а плод своих рук не сделать цветной разукраской. Это требует много времени, но всегда чувствуешь потребнось вложить в икону как можно больше, начиная с её украшения. Для каждой иконы мы стараемся создавать новый орнамент. По стилю он должен оставаться «иконным», но все же отличаться деталями и построением. Трудность заключается не в перенесении орнамента на доску – это дело техники. Наиболее трудоёмкое и длительное по времени - создание нового узора. Конечно, можно не тратить время, а попросту воспользоваться стандартным орнаментом, но мы стремимся вносить как можно больше творческого труда в каждую икону. Создание узора - это начало процесса «вынашивания» образа, так как икона сначала украшается и золотится, а уже потом мастер - иконописец приступает к письму.
Константин Хрипунов и Инна Крицкая – художественные руководители и создатели мастерской
       Письмо яичной темперой в иконописи приобретает необходимую глубину за счёт нанесения многочисленных полупрозрачных слоёв краски. При этом каждый слой тщательно просушивается, иначе яичный желток, входящий в состав краски, начинает размывать предыдущий слой.
       Процесс нанесения защитного слоя занимает, как правило, от трёх дней до недели. Так что с соблюдением всех предписаний несложная по изводу икона пишется около месяца при условии, что в наличии имеется доска нужного размера.
       Заключительная фаза – наложение эмали и установка жемчуга и драгоценных камней. Каждая жемчужина крепится на серебряном штырьке и устанавливается в подготовленное посадочное место. Каждый камень заранее оправляется в серебряный каст и крепится на поверхности с помощью направляющих. Весь процесс создания иконы можно отобразить в нескольких снимках. Каждый из них – результат многодневного молитвенного труда и творческих усилий.
Перенесение рисунка на доску Резьба по левкасу с последующей шлифовкой поверхности Нанесение полимента  (специальной глины – основы для золочения)
Золочение, подготовка посадочных мест под жемчуг, чеканка и предварительная роскраш Написание образа Нанесение эмали, установка жемчуга и драгоценных камней

Особенности нашей мастерской
     Если Вы приняли решение заказать икону для себя или в подарок близким, друзьям или коллегам, то в Москве у Вас не возникнет проблем с предложениями на изготовление иконы. Любая иконописная мастерская с удовольствием примется за выполнение заказа. Но найти настоящего мастера – иконописца непросто, как порой непросто бывает выбрать по - настоящему ценный артефакт среди тысяч и тысяч подделок.
   При создании иконы не существует вещей второстепенных. Важно всё, начиная от выбора древесины и кончая нанесением последнего защитного слоя воска на тыльную сторону уже готовой иконы - это что касается материалов.
Мастер-иконописец Инна Крицкая
     Но  икона начинается не с доски – она начинается в Вашем сердце. Придать душевному порыву материальный облик, соединить духовное с материальным – весьма тонкая работа. Поэтому в нашей мастерской написанию иконы предшествует подробная беседа с мастером - иконописцем. Итак, этап первый.
     Иконография. При составлении иконографии для семейной, именной или мерной иконы важны особенности истории Вашей семьи. Дни рождения и другие значимые события определяют специфику иконографического извода.
     Изучение жития святого и опора на древние иконописные подлинники – основа создания образа. Наша иконописная мастерская имеет большой архив иконописных материалов разных времен, школ и направлений, который всегда поможет Вам в выборе стиля и образа. Этап следующий - иконная доска. Сохранность иконы, призванной передаваться из поколения в поколение, прежде всего зависит от качественно и грамотно сделанной доски. Наши доски изготавливаются из тщательно просушенной древесины. Как правило, это липа, которая традиционно применяется в нашем регионе. Доски изготавливаются также из кипариса, но это делается по желанию заказчика, так как кипарис – дерево привозное и дорогостоящее.
Святая Елизавета Константинопольская. Жемчуг, коралл, бирюза.
     На лицевую поверхность доски наклеивается паволока (льняная ткань) и наносится слой левкаса (меловая основа на осетровом клею).  Мы наносим утолщённый слой левкаса, что  является необходимым условием для последующих работ по украшению икон.
   Всегда имеются доски традиционных размеров, что позволяет сократить срок изготовления иконы.

 

   После выбора доски делается  перенос прориси или индивидуально подготовленного эскиза (например, для  семейной иконы) и выполняется тиснение орнамента (резьба по левкасу) с последующей позолотой поверхности. Для каждой иконы у нас создаётся уникальный орнамент.
     Если в качестве украшения используется жемчуг или другие полудрагоценные камни, то уже на этом этапе готовятся  посадочные места для каждого камня. Сами камни  устанавливаются на серебряных штырьках или кастах в последнюю очередь.
Эмаль также наносится после окончания всех работ. Для позолоты используется золото высшей пробы разных оттенков.
Святая Елисавета праведная. Эмаль
   
   
Мастер по позолоте и резьбе Константин Хрипунов
     Мы уделяем особое внимание процессу золочения, потому что общее восприятие иконы во многом зависит от качества позолоты.
      В нашей мастерской вся работа по написанию образа делается  мастерами, посвятившими свою жизнь иконописи и переступившими черту, отделяющую художника от иконописца. Задача художника – выражение глубоко личного восприятия мира, иконописца – отказ от всего личного.
      У нас не практикуется быстрое написание икон. Иконописание не терпит суеты. Проявление образа достигается кропотливым «намыванием», нанесением десятков почти прозрачных слоёв краски. Каждый слой тщательно просушивается.
   Завершающий этап – нанесение защитного слоя олифы – с лицевой стороны и воска – с тыльной. С иконой наша иконописная мастерская выдаёт сертификат, где приводится перечень всех работ и материалов, использованных для изготовления иконы, описывается техника письма и обязательно указывается, кем заказана икона, для кого и по какому случаю.
Святой Пантелеимон. Басма