Иконы, помогающие в болезнях и житейских нуждах

Образ Божьей Матери "Прибавление ума"
Прибавление ума.
    Образ Божьей Матери «Прибавление ума» был написан в иконописной мастерской «Иконамир»  в качестве «школьной» иконы для общеобразовательной школы №1298, что в Куркино. Идея написания именно этой Богородичной иконы принадлежала Ольге Владимировне Ярославцевой, директору школы. Духовное значение такого выбора можно по достоинству оценить, узнав историю появления чудотворной иконы «Прибавление ума» на Руси и прочувствовав глубину её значения как Духовного Символа.
    Старинное сказание, которое приводит в своей работе этнограф  А. А. Титов (1844 – 1911 гг.), объясняет происхождение наименования иконы. В двух словах его можно передать следующим образом. Жил-был один благочестивый иконописец в ближайшие времена после патриарха Никона. Читал он во множестве церковные книги, написанные до раскола церкви и другие, исправленные патриархом Никоном. Долго он думал, каким книгам следовать, ничего не придумал, да и сошёл с ума.
В короткие мгновения прояснения сознания он молился Божьей Матери о возвращении разума. По его молитвам явилась ему в видении Богородица и «заповедовала ему написать образ в том виде, как она явилась ему, и молится перед ним». И излечился он окончательно только тогда, когда исполнил заповедь.
     Таково сказание. Исследования говорят о появлении иконографии образа в ХVI веке. Русский исследователь  А.А. Титов пришёл к выводу, что прототипом образа Божьей Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богородицы, находящаяся в Святом Доме в Лорето, Италия.
Согласно преданию, подтверждённому историко – археологическими открытиями, Святой Дом  построен из камней Назаретского земного дома Пречистой Девы. В этих стенах произошли события, ставшие величайшими импульсами духовного развития человечества: Рождество Богородицы, Благовещение Архангела Гавриила. « От века утаенное» таинство Боговоплощения,  через которое явил себя Дух Святой, также проявилось в Назаретском доме через Непорочное Зачатие – в этих стенах Иосиф Обручник узнал, что Мария «имеет во чреве от Духа Святого» (Мф. 1,18). Затем последовало путешествие Святого Семейства в Вифлеем, рождение Богомладенца, бегство в Египет по указанию Ангела.  После смерти царя Ирода Святое Семейство вернулось в  Назарет и почти 30 лет в этом доме жил Сын Божий, помогая Иосифу в его плотницких трудах.
   Внешнее описание событий повествует нам о нелегкой жизни бедной семьи, проживающей на задворках Римской Империи. Всё так, если бы мы не прозревали события вселенского масштаба, происходивших в духовных мирах, следствием которых стали события земные. Говоря современным языком, произошла коррекция программы развития человека. За этим сухим набором слов – смысл нашего существования,  смысл и назначение планеты Земля, созданной для взращивания нового духовного вида – человека, единственного представителя белковой формы жизни земного мира, которому предоставлен дар свободы выбора  -  духовный атрибут божества.
   Конечно, мы не говорим о свободе телесного передвижения – им в полной мере обладают многие представители земной фауны. Мы говорим о свободе волеизъявления.  Свобода есть духовный дар, предназначенный для проявления в других мирах, а потому кажущийся столь неуместным в нашем мире. Свобода есть печать горнего мира, созданного для жизни вечной, а потому вступающая в противоречие с естественными законами мира тварного, которые призваны демонстрировать жёсткую предопределённость и кратковременность проявленного бытия.
   С рождения человек помещён в неразрешимое внешними средствами противоречие – божественное ощущение свободы в душе и одновременно отсутствие прикладной возможности реализовать это чувство. Отсюда возникает множество «псевдосвобод» внешнего толка, зачастую оцениваемых со стороны как безумие. Без  умие, т.е. неспособность воспользоваться неким инструментом, даденым человеку для управления «неземным» чувством внутренней свободы.
    Из творений святых отцов известно учение о прямом и круговом (или возвратном) движении ума. Прямое движение означает разумную деятельность человека, связанную с познанием и организацией внешнего мира. Под возвратным движением ума подразумевается более высокое состояние сознания, возвращение в себя, обретение  покоя и способности произвести суждение духовного уровня, которое прозревает и учитывает наличие божественного сознания.     Способность обретения более высокого состояния сознания, способного к соприкосновению с божественным, не является результатом разумной деятельности. Разумное, логическое постижение мира имеет свои границы, миновать которые возможно лишь сделав нечто противоположное, нечто обратное разумной деятельности. В православии это духовное делание называется молитвой.
   Можно бесконечно долго находится в состоянии непоколебимой убеждённости в  правоте своих умозаключений, и любое движение «вперёд» приведёт к ещё большему отвердению душевного кокона, «окукливанию», неспособности услышать чужое мнение. По-другому мы называем это эгоизмом, который «любострастными стремлениями, погубих ума красоту» (Покаянный канон Андрея Критского, Песнь 7-я).
   В этом состоянии возможно сохранить «нажитое», но трудно освободить место для чего-то качественно нового. Неспособность воспользоваться «божественным» умом прежде всего ведёт к отрицанию божественного как такового. «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога»  (Пс. 13,1). Этим словам пророка Давида уже сейчас вторят некоторые современные учёные, говоря о неспособности чувствовать, сопереживать божественное как о некоем  телесном изъяне. Но это весьма жёстко, тем более что многие люди, отрицающее «божественность» мироздания ущербными себя не считают, скорее наоборот.
Святой Преподобный Сергий Радонежский
  Способность пребывать в состоянии глубокой молитвы, мольбы, обращение к более высокому сознанию о даровании возможности духовно подняться на ступень выше и есть попытка «возвратного» движения ума, стремление обретения ума божественного, который единственно может примирить наши внутренние душевные противоречия, ибо в духе противоречий не существует.
   Из Евангелия мы видим, что даже апостолы, ученики Христа, не всегда находились в достаточно высоком для восприятия истины состоянии сознания. Когда Спаситель сказал им о Своём поругании, крестной смерти и воскресении, «они ничего из этого не поняли» (Лк. 18,34). И лишь в День Пятидесятницы, когда Господь излил на апостолов дары Духа Святого и «отверз им ум к уразумению писаний» (Лк. 24,45), они стали способны «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12,2).
 В наши дни, когда возникает ощущение, что пружина  времени сжалась до предела и вот-вот лопнет,  если не предпринимать усилий на пути духовного становления,  возникает неспособность производить главное духовное делание - различение добра и зла. Нет времени, энергии.  Все душевные силы уходят на то, чтобы усмирить неистовый галоп времени, по крайней мере успеть сделать хотя бы часть из бесконечной череды повседневных дел. Силы рассеиваются, проблемы как были, так и остаются. А ещё остаётся безудержное стремление оставаться «на плаву», питаемое полуосознаваемыми страхами.
Святой Благоверный царевич Дмитрий, Угличский и Московский Чудотворец
Достигший многой мудрости царь Соломон, просил у Господа даровать ему «сердце разумное, чтобы … различать, что добро и зло» (3 Цар. 3,9). Обладая властью и богатством, как, впрочем,  пребывая  в бедности и невзгодах, легко лишится главного – правильных ориентиров и истинных духовных ценностей. «Прибавление ума» есть процесс духовного развития, происходящий поэтапно, как любая эволюция. И процесс этот неотделим от постоянной корректировки, называемой в православной традиции покаянием- соотношением ценностей личностного плана с христианскими, внутренняя переоценка и очищение сознания от суемудренных представлений.  «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14,2), - так говорит Спаситель о многочисленности этапов духовного совершенствования и связанных с ними состояниях сознания. Изъясняя слова Господа, преподобный Исаак Сирин пишет: «Спаситель многими обителями у Отца называет… отличие и разность духовных дарований, какими наслаждаются по мере ума».  
   Так что «коррекция» космического масштаба не отменяет внутреннего духовного усилия, называемого «Прибавление ума». Православие, в отличие от других религиозных традиций, не отделяет молитву от визуального сосредоточения на святых образах. И нужно понимать, что эти образы не рождены фантазией человека, но являются откровениями духовной реальности. Поэтому их и называют «явленными». Проявлением высшей реальности являются и многочисленные чудеса, происходящие при обращении верующих с искренними молитвами к святым заступникам через их «земные» образы – иконы. То, что оценивается как чудо в нашем мире, является проявлением естественных законов мира духовного, распространяющими своё действие на материю. 
  Обретая более высокое состояние сознания, мы развиваемся не только духовно. Увеличиваются наши способности в плане обработки и усвоения информации.
Чтобы составить себе представление, скажем, о величине населённого пункта, мы поднимаемся на возвышенность, чтобы качественно  усвоить учебный материал, нам нужно систематизировать его, определить его место по отношению к уже приобретённым знаниям. Современная наука говорит о необходимости наличия стимула в обучении, или, попросту говоря, в проявлении интереса к получению знания. Интерес – это уже эмоциональная составляющая, и научиться воспринимать «высушенную» информацию учебников эмоционально непросто. Правильно учится нужно учится.
   Уже в процессе обращения к более высокому сознанию с просьбой помочь в обучении (именно об этом часто молятся перед иконой Богородицы «Прибавление ума»),  происходит соединение ума и чувства, что является необходимым условием истинной молитвы. Состояние сознания, столь необходимое для процесса усвоения информации,  уже обретается во время молитвы, и нужно лишь научиться переносить его как программу в нужном направлении.
    Естественно, можно и нужно просить не только за себя. В молитве всегда происходит единение личного и общечеловеческого. Произнесённая в молитвенном обращении просьба «фильтруется» божественным сознанием и возвращается к тому, за кого молятся в «очищенном» виде, без эгоистического налёта, который так свойственен человеку на его нынешнем этапе становления. Тот, за кого Вы просите, может вдруг почувствовать интерес к чему-либо, например, к овладению определённой областью знания или профессией. Именно так это и происходит, только порой весьма трудно отследить источник того или иного импульса.
    В православной традиции обращение к Спасителю, Божьей Матери и святым заступникам в разных нуждах и скорбях считается необходимым деланием на пути духовного совершенствования. Какому святому образу и в каком случае молятся можно узнать из множества источников. Существует целый ряд  святых образов, обращения к которым многократно приводили к исцелениям и помощи в житейских и семейных невзгодах. Все чудеса, сопровождающие молитвы верующих, тщательно проверяются и фиксируются в течение долгого периода времени. Исходя из чудотворных воздействий, складывается понимание, в каких невзгодах помощь того или иного святого является наиболее эффективной. Закономерным является такое положение вещей, что святой обладает даром исцеления именно тех недугов, от которых сам страдал в земной жизни, и помогает в решении тех житейских проблем, которые по молитвам Господу и Пресвятой Богородице смог преодолеть в этом мире.
   По личному опыту нам известно, что необходимые способности и душевные качества приобретаются через усилия и зачастую в страданиях.  Предпринятые в определённом направлении усилия и являются, по сути, осознанными страданиями, необходимой эмоционально – волевой составляющей любого делания. «Наступая себе на горло», сознательно преодолевая какие-либо привычки и лень, мы становимся на путь святости. Но встать на путь и пройти его – не одно и то же. Сегодня мало кто способен к ежеминутно сознаваемому подвигу преодоления себя и отказу от многих вещей, существование без которых современному человеку представляется бессмысленным. Другой жизненной позиции придерживались люди, многих из которых сегодня мы почитаем как святых. И, конечно, обретение святости, то есть способности быть посредником между Богом и человеком,  немыслимо достичь собственными силами, не обладая качествами «возвратного движения ума», умением соприкасаться в молитве с божественным сознанием.
Святые Пётр и Февронья Муромские
   Одному из самых почитаемых святых земли русской, Преподобному Сергию Радонежскому, молятся в частности о развитии ума у детей и о помощи в учёбе. Из биографии святого мы знаем, что отрок Варфоломей, принявший в последствии постриг под именем Сергия, существенно отставал в обучении от своих братьев – старшего Стефана и младшего Петра. Учитель ругал его, родители огорчались, сам же он очень страдал от этого и со слезами молился.  Его непрестанные молитвы продолжались в течение трёх лет и, наконец  были услышаны. Господь устами старца – схимника поведал отроку: «…о грамоте, чадо, не скорби: знай, что Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». И сегодня мы обращаемся к Преподобному испросить нам от «великодаровитого Бога нашего всякий дар, … младенцам  воспитание,  юным наставление,  неведущим вразумение» (молитва 1-я).
   О помощи в воспитании детей молятся также Образу Пресвятой Богородицы «Воспитание». Многочисленные исцеления детей происходили по молитвам Благоверному Царевичу Дмитрию, Угличскому и Московскому Чудотворцу,  и Праведному Иоанну Русскому, в том числе излечения от рака и возвращение детей-наркоманов к нормальной жизни.
    О сохранении мира и любви в семье возносят молитвы Образу Божьей Матери «Неувядаемый Цвет». Святых Петра и Февронью Муромских просят о сохранении и укреплении брачных уз.
    Перечисление всех сопричастников чудесных излечений и скорых помощников в избавлениях от земных скорбей заняло бы слишком много времени. Искренне взывающий к помощи небесных заступников начинает переживать чувства, напоминающие эмоциональные переживания первой влюблённости. Тиски одиночества и душевной боли отпускают. Мы ощущаем, что любимы без всяких условий и предварительных взносов. Через помощничество святых на нас изливается Любовь Господня, ибо мы возлюбленные чада Его.
Мужской монастырь Нилова Пустынь (о.Столобной, оз. Селигер)
   Пытаясь описывать душевные переживания, которые сопровождают искреннюю молитву и дают понять, что ты услышан, что Спаситель ведает о твоей боли или разделяет твою радость, как бы со стороны замечаешь, что пытаешься перейти на поэтические старославянские обороты речи.  Современный язык перестаёт адекватно передавать качества переживаемых эмоциональных состояний.
    Часто люди, которым была оказана испрашиваемая помощь, или которые возлагают надежду на небесное заступничество, заказывают иконы не только в дом, но и для поднесения в дар храму с благодарностью или чаяниями.
Молебны, проводимые у икон, преподнесённых прихожанами церкви, всегда передают частичку благодати подателю. Это называется обратная связь.  Духовный закон обратной связи без труда понимается нами, потому что ему вполне соответствует  причинно -следственный механизм физических явлений. Только его действие не объясняется естественными законами, которые изучаются «точными» науками. 
   Остаётся порадоваться и воздать хвалу Господу, что икона вновь обретает достойное место в наших сердцах и в наших домах. Возможность быть услышанными и чудо воздаяния утешает верующего в страдании и наполняет благодарностью в радости.
   Новый 2010 учебный год в школе №1298 начался с молебна перед иконой пресвятой Божьей Матери «Прибавление ума». Мне вспоминаются слова иерея Александра, настоятеля храма Казанской иконы Божьей Матери села Рашкино Тверской епархии. Благословляя нас на написание иконы Святого Преподобного Нила Столобенского, основателя монастыря Нилова Пустынь (о. Столобной, оз. Селигер), отец Александр сказал: «Часто возрождение храма начинается с появления в нём определённой иконы». Его слова оказались пророческими. Икона была написана и преподнесена церкви летом 2006 года. Тогда это была одна из печального вида церквушек с полуразвалившейся оградой и покосившимися дверями, во множестве затерянных в бескрайних российских полях. Проезжая через два года по трассе Торжок - Осташков, где расположено село Рашкино, мы не узнали церкви. Храм встречал нас белоснежными стенами и сверкающими позолотой крестами. Как говорят, в давние времена церковь спасала икону (имея в виду период иконоборчества), а теперь икона спасает церковь.
Святой Преподобный Нил Столобенский
  Сегодня нам не нужно восстанавливать школы для наших детей из руин. Перед нами стоит задача другого порядка - постараться помочь им усвоить не только научные знания, но и открыть им двери духовного постижения, определяющего в конечном итоге, смог ли вырасти из человека Человек – Образ Божий.
   Обратимся и мы вместе со всеми, присутствовавшими на молебне перед началом учебного года к Пречистой Деве, со словами молитвы Её Святому Образу «Прибавление ума»:
           «Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем  мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды».