|
Святой преподобный Спиридон Тримифунтский |
|
Не так давно наша иконописная мастерская закончила работу над поясным образом одного из самых древних и почитаемых христианских святых - святителя Спиридона Тримифунтского. Икона была написана на заказ по случаю дня рождения одного состоятельного человека. Выбор святого, оказывающего помощь в проведении крупных финансовых сделок и операций с недвижимостью, внешним образом весьма подходит человеку, уделяющему большую часть отведённого ему на земле времени деловой активности. Трудно, да и не каждому суждено собрать в своих руках материальное богатство, ещё труднее удержать его, и ещё сложнее распорядится им правильным образом после того, как социальные амбиции были в какой-то мере удовлетворены. Без духовной поддержки невозможно сделать шаг к осознанию духовной реальности, переоценить приоритет внешнего комфорта и ощущение свободы, иллюзорно даруемого материальным благополучием. Понимание необходимости обретения истинной свободы, свободы духа, должно быть ещё завоёвано. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф. 11,12). |
|
Прозревая «судьбы человеков» и бесконечное разнообразие уготованных Господом путей, зачастую полных страданий, от которых не укрыться количеством собранных вещей и денежных знаков, святой Спиридон при жизни всегда оказывал материальную помощь тем, кто в ней нуждался. Никто не может отменить необходимость пришествия в этот мир человека и прохождения предписанного ему земного становления. И невозможно пройти земной этап без использования созданных цивилизацией инструментов и средств, сопровождающих материальные взаимоотношения. Но когда человек увязает в материальном, восприятие духовной реальности притупляется и проскальзывает лишь в полуосознаваемых проблесках интуиции, предчувствиях и т.д. Единственной реальностью земного бытия становится уверенность в том, что всё начинается рождением и заканчивается смертью, что мы приходим из неоткуда, туда же и уходим. И человек начинает жить так, будто он физически бессмертен. Одна иллюзия неизбежно порождает другую. Сновидение дня сменяется сновидением ночи. |
Но сейчас речь не о плодах материалистического образа мышления, а о духовных наставниках, ведущих человечество по предначертанному пути и помогающих нам в его прохождении. Святой Спиридон помогал обращающимся к нему не только за материальной помощью. Дом его всегда был открыт путникам, идущим по миру и нуждающимся во временном пристанище. Ибо Господь даёт человеку временное пристанище на Земле, а человек, уподобляясь Творцу, становится странноприимцем в своём доме.. |
|
Десница Святителя Спиридона |
|
|
К тому же «страннолюбия не забывайте; ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (См. Евр.13,2.). Высочайшее бытие открывает путь высочайшему знанию. И наоборот, обретение высокого знания требует достаточного уровня бытия. Вот смысл понятия «праведность»: праведные поступки, т.е. деяния, соответствующие правде, высшей истине, влекут за собой усвоение этой истины. Это вызывает необратимые духовно – душевные процессы, отвечающие божественному замыслу земного бытия человека. Понятие «чуда», не умещающееся в рамках обыденных представлений, тем не менее несложно понять логически: если человек обретает возможность высокого бытия, начинает жить, совершая ежедневный духовный подвиг, то это влечёт за собой обретение качеств, недоступных при его отсутствии. Ибо «таких поклонников ищет Бог и Отец наш Себе» (См. Ин. 4, 23.).
И взмолился святой Спиридон, «сострадательнейший архиерей Божий, увидев, что земля так сильно иссохла от бездождия, с дерзновением к Богу стал непрестанно молить Творца и Владыку всех не презреть человеческий род, но помиловать и призреть землю множеством милостей, послав с дождями Свою благодать, дабы земля принесла плод. И Бог, творящий желание боящихся Его, … когда слово молитвы было еще на устах праведного, молившегося со смиренным сердцем, уже услышал его, и тотчас по мановению и велению Христову наполнилось небо облаками, и на землю сошел сильный ливень, так что дождь обильно проливался на землю еще много дней».*
Когда человек становится вместилищем божественной воли, оковы физических законов ослабевают и не препятствуют непосредственному проявлению творческой энергии тонких миров. Духовные океаны ручейками чудес просачиваются в мир материи, меняя его парадигму. По молитвам святых отступают болезни, смерть отпускает свою добычу, стихии становятся послушными и управляются словом. |
|
Храм Святителя Спиридона на о.Корфу |
|
Помню ранее октябрьское утро 2010 года, когда мы отправились к мощам Святителя Спиридона в Даниловский монастырь. Было прохладно. Чтобы попасть к мощам, отстояли около пяти часов. Не могу сказать, что время быстро пролетело, но оно текло как-то по-другому, чем обычно. Как в детстве, когда всё вокруг было наполнено прозрачным светом, объёмом, ощущением радости жизни, покоем. До сих пор помню лица, десятки лиц людей, стоявших в очереди или просто проходивших мимо. Такое впечатление, что можно восстановить до мельчайших деталей любой момент из этих пяти часов. Время было прожито иначе – внимательно, осознано, спокойно - так, как и должна проживаться жизнь. Другое состояние сознания пришло без особых усилий, также и ушло после того, как стены монастыря перестали быть видны в окне машины.
Такое изменённое восприятие окружающего часто возникает во время молитвы – попытки соприкосновения с более высоким сознанием. Иконы помогают, направляют и поддерживают необходимое состояние благоговения, которое делает возможным это соприкосновение. Должным образом прожитое в молитве время неподвластно забвению, его уже не способен поглотить «жизни сон». |
|
Оно становится всецело нашим. Нашим именно потому, что отдано оно Всевышнему. «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то твоё» - великая вселенская мудрость, изречённая устами Омара Хаяма, веками зовёт человека к духовному подвигу.
Святые, наши незримые поводыри, обретающие посредством иконы видимый образ, и, можно сказать, почтовый ящик для наших духовных посланий, с бесконечным терпением и бескрайней любовью ждут от нас писем, телеграмм, просто записок и всегда готовы помолиться о нас Всевышнему, ибо это их Вселенский Долг и Вожделенная Обязанность, оплаченная золотом Праведности и бриллиантами Любви к Господу. Отче Спиридоне, моли Бога о нас.
*См. «Житие святого отца нашего Спиридона, епископа города Тримифунт, составленное Феодором, епископом Пафским» (VII век). |
|
|
|
|